Почему существует так много христианских конфессий?

Почему существует так много христианских конфессий?

900 400 5 VОПРОСОВ

Давайте зададимся вопросом, почему христиан так много? Не в смысле много самих христиан (хотя их и вправду немало), а в смысле много конфессий, на которые они разделены.

Вопрос действительно неплохой, и если собрать все те, которые приходят в нашу библейскую школу, то он определенно занимает одно из первых мест, наряду с такими насущными проблемами как: «Где Каин нашел себе жену?» и «Почему нельзя заниматься сексом до свадьбы?»

Помимо своей популярности он хорош еще и тем, что его можно рассматривать с трех различных точек зрения: исторической, богословской и апологетической. То есть можно попытаться понять, во-первых, — какие исторические события привели к тому, что на данный момент мы имеем так много различных христианских конфессий; во-вторых, — в чем суть богословских различий, которые есть между ними; и в-третьих, — насколько это действительно может мешать сегодня человеку прийти к Богу.

Какой была первая церковь

Бытует мнение, что когда-то очень давно существовала некая совершенная христианская церковь, все члены которой всегда говорили одно и во всем соглашались друг с другом. На самом деле, такого не было никогда. Лучшим (да, пожалуй, и единственным достойным доверия) источником информации о времени ранней церкви является книга Деяний. Это часть Библии и одна из книг Нового Завета, если вдруг кто-то не знает. Ее текст свидетельствует о том, что христианские общины с самого начала достаточно сильно отличались друг от друга. Например, коринфская церковь была не похожа на ефесскую, а римская на иерусалимскую. Если в какой-то общине основу составляли выходцы из иудейской веры, то у нее были одни проблемы, а если большинство были язычниками, то совершенно другие. Например, церкви из иудеев волновали вопросы, связанные с необходимостью соблюдать закон Моисея, и того, как в будущем будут сосуществовать две разные веры, иудейская и христианская. А церкви из язычников больше интересовались тем, что им теперь можно и что нельзя в соответствии с новым учением Христа.

При желании уже тогда можно было сказать, что церковь являла собой достаточно разнородную группу людей и что в ней были свои «конфессии». Будет не совсем верно называть их деноминациями, потому что это слово означает «группу от имени» и может относиться только к последователям какого-то определенного учителя, — а вот с этим как раз в ранней церкви было достаточно строго. Апостол Павел видел эту проблему в церкви города Коринф и призывал верующих к борьбе с разделениями такого рода. Единственным учителем, лидером и главой церкви должен быть Христос.

Влияние библейских школ

Чуть позже в церкви сформировались библейские школы, характеризующиеся определенным стилем богословского мышления. Самыми известными из них были Александрийская и Антиохийская. Первая делала упор на аллегорический метод истолкования Библии, а вторая на буквальный. Первая пыталась синтезировать христианскую веру с учением Платона, а второй больше нравился Аристотель. Следование одной из этих школ в понимании священных текстов еще больше укрепляло имеющиеся различия внутри тогда еще молодого христианства.

Влияние политики на церковь

Конечно, в дело не могла не вмешаться и политика. Начиная с IV века она стала иметь непомерно большое влияние на христианскую церковь, ее структуру, служение и даже вероучение. Вполне очевидно, что человеческая склонность к образованию кланов и подчеркиванию различий друг между другом вскоре привела к тому, что одни церкви перестали считать другие братскими для себя. Такие события как разделение империи на восточную и западную, падение Рима, нарастающее влияние ислама, а также личные амбиции разных и не всегда достойных людей, волею случая оказавшихся у власти, — всё это способствовало раздроблению христианской веры на многочисленные группы и подгруппы. Апогеем всего этого стали события 1054 года, когда римские легаты отлучили от церкви патриарха восточной церкви, а через несколько дней патриарх в ответ на это предал их анафеме. Таким образом, мы уже официально получили две христианские церкви, Восточную и Западную (православную и католическую). В свою очередь, реформы внутри католицизма начиная с первой половины XVI века привели к образованию еще одного мощного течения, получившего название «протестантизм».

Современная церковь

И вот сегодня мы имеем три основных ветви христианства, а также множество мелких течений, которые сложно отнести к чему-либо еще. И перед нами встает вопрос: «А входило ли всё это в планы Бога?» Ответ на него неоднозначен. Вполне очевидно, что многих разделений можно было и следовало бы избежать. Это касается разделений, причина которых была не в том, что все люди разные и мыслят по-разному, а в политических амбициях, стремлении к личной власти и финансовым выгодам и многочисленных других внешних факторах. Однако представляется сомнительным, чтобы столь мощная структура как Церковь могла сохранить внутри себя однородность мышления всех своих членов. Вряд ли Бог всерьез ожидал этого от своих детей, зная насколько сильным является наше желание постоянно, к месту и не к месту, подчеркивать свою индивидуальность.

Однако следует сказать и о том, что зачастую богословские различия между христианскими конфессиями излишне драматизируются. Конечно, подмечать различия всегда проще и о них интереснее спорить. Но при этом хорошо бы помнить, что в сути своего вероучения все современные церкви сходятся во мнениях и проповедуют более-менее одно и то же. Все говорят о Христе как о Господе, Спасителе и единственном пути к Богу, все почитают Библию богодухновенным Божьим Словом, все учат о необходимости любви, прощения, праведной жизни, борьбы с грехом и служения в церкви. Проблем во взаимоотношениях между христианскими конфессиями сегодня не так много и некоторые из них успешно решаются, — в чем, кстати, полезно убедиться самостоятельно.

Особенно важно говорить об этом еще и потому, что нередко именно разделения внутри церкви, имеющиеся или кажущиеся, отталкивают людей от принятия христианства. Действительно, даже если человек близок к тому, чтобы обрести веру, он может столкнуться с тем, что его будут звать в разные церкви и говорить какие-то противоположные вещи об истине и друг о друге. Неудивительно, что такое отношение смущает или даже полностью отвращает людей от Христа. Это можно назвать одной из основных трагедий современного христианства. Не снимая ответственности со «служителей», позволяющих себе вносить в ищущие души подобную смуту, а порой даже опускающихся до обвинений в адрес инакомыслящих христиан, следует сказать, что всё это может стать для человека хорошей возможностью исследовать данный вопрос более тщательно.

Что действительно составляет суть христианской веры и что написано в ее основной священной книге? С чего всё началось и кто стоял у истоков той или иной доктрины? Какие личные духовные плоды имеются у последователей разных церквей и кажутся ли они достойными подражания? Вот вопросы, которыми необходимо задаваться. И если не торопиться с выбором и уделить всему этому достаточное количество времени и сил, то сам Господь поможет в конечном итоге принять верное решение. А вопрос действительно стоит того, — все-таки речь идет о том, что может стать самым главным в жизни человека и определить его судьбу в вечности.

Оставить комментарий

Войти с помощью: